Администрация

Информационное сообщение

Межрайонная ИФНС России №8 по Самарской области сообщает о том, что Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №391-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 391-ФЭ) внесены изменения, в том числе в:

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве);

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате);

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

 

1.  В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 391-Ф3 названный федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Закон №391-Ф3 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации 29 декабря 2015 г. (номер опубликования 0001201512290062).

 

2. Законом № 391-ФЗ внесены изменения в Закон о банкротстве, регулирующие порядок утверждения арбитражных управляющих и реализацию ими своих полномочий в делах о банкротстве, а именно:

 

  • арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие, в отношении которых имеется вступивший в законную силу судебный акт об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, которые повлекли за собой убытки должника или его кредиторов в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, если до даты, предшествующей дате представления в суд кандидатуры арбитражного управляющего, не истек один год с момента вступления в законную силу последнего судебного акта по спору о таком отстранении, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции указанного судебного акта (пункт 2 статьи 20.2 Закона о банкротстве). В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 391-Ф3 названные положения применяются с 29 декабря 2015 г.;

 

  • ограничена сумма процентов по вознаграждению временного управляющего в размере, не превышающем 60 (шестьдесят) тысяч рублей (пункт 10 статьи 20.6 Закона о банкротстве);

 

  • привлечение арбитражным управляющим лиц для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, оплата услуг таких лиц или размер оплаты таких услуг могут быть признаны арбитражным судом необоснованными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, в случаях, если услуги не связаны с целями проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, или возложенными на арбитражного управляющего обязанностями в деле о банкротстве либо размер оплаты стоимости таких услуг явно несоразмерен ожидаемому результату. При этом привлечение арбитражным управляющим лиц для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг осуществляется после принятия арбитражным судом соответствующего определения (пункт 5, 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве). В силу пункта 9 статьи 23 Закона № 391-Ф3 действие положений пункта 10 статьи 20.6 и пунктов 5 и 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве (в редакции Закона № 391-Ф3) распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Закона № 391-Ф3, т.е. с 29 декабря 2015 г.;

 

 

  • увеличен компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих с 20 (двадцати) до 50 (пятидесяти) миллионов рублей, а также предельный размер компенсационной выплаты из компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве, с 5 (пяти) миллионов до 50 (пятидесяти) процентов компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих применительно к одному случаю причинений убытков (пункты 2,11 статьи 25.1 Закона о банкротстве).

Изменения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражные управляющих и соответствующих компенсационных выплат в силу пункта 5 статьи 23 Закона № 391-ФЗ применяются с 1 января 2017 г.                                                                                                                   .

3. Законом № 391-ФЗ внесены изменения в параграф 7 «Банкротство застройщиков» главы IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц» Закона о банкротстве, которые предусматривают, в том числе:

использование специального банковского счета для финансирования строительства объекту незавершенного строительства (статья 201.8-2 Закона о банкротстве);

смягчение условий для погашения требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства (статья 201.10 Закона о банкротстве);

особенности урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства на основании заключения исполнительного органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации, о возможности или невозможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем (статьи 201.15-1, 201.15-2 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 10 статьи 23 Закона № 391-ФЗ положения Закона о банкротстве (в редакции настоящего Закона № 391-ФЗ) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона № 391-Ф3, а также при рассмотрении дел о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 391-ФЗ, за исключением дел о банкротстве застройщиков, в которых начались расчеты с кредиторами третьей очереди.

 

4. Законом № 391-ФЗ внесены изменения в главу X «Банкротство гражданина» Закона о банкротстве, регулирующую порядок осуществления процедуры банкротства в отношении гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 2.1 статьи 213.4 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем банкротом возникает у такого гражданина при условии предварительного (не менее чем за пятнадцать календарных дней до дня обращения в арбитражный суд) опубликования им уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании его банкротом путем включения этого уведомления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Копии заявления гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, о признании его банкротом не подлежат направлению конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы, а также в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, иным лицам.

 

5. В соответствии абзацем вторым пункта 2 статьи 213.5 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, банкротом возникает у конкурсных кредиторов в отношений требований, указанных в пункте 2 статьи 213.5 Закона о банкротстве, при условии предварительного (не менее чем за пятнадцать календарных дней до дня обращения в арбитражный суд) опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, банкротом путем включения этого уведомления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.


В силу статьи 2 Закона о банкротстве конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Таким образом, требования абзаца девятого пункта 2 статьи 213.5 Закона о банкротстве на уполномоченный орган не распространяются.

 

6.  Статьей 12 Закона № 391-ФЭ уточняется, в том числе:

порядок оплаты услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим;

перечень сведений о банкротстве гражданина, подлежащих опубликованию;

условия и порядок банкротства гражданина в случае его смерти.

 

7.  Законом № 391-ФЭ внесены изменения в Основы законодательства о нотариате, которые предусматривают, в том числе:

 

  • приостановление выдачи свидетельства о праве на наследство при наличии производства по делу о банкротстве наследодателя до окончания производства по указанному делу о банкротстве (статья 41 Основ законодательства о нотариате);                                                                                                                     -
  • осуществление нотариусом полномочий в деле о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим (статья 631 Основ законодательства о нотариате).

 

8.  Законом № 391-Ф3 усилена ответственность за совершение противоправных действий при банкротстве, а также расширены полномочия налоговых органов по привлечению к ответственности за совершение противоправных действий в указанной сфере.

 

8.1.   Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве), установленный статьей 4.5 Кодекса, увеличен с одного года до трех лет.

8.2.   Смягчена ответственность за совершение административного правонарушения, состав которого установлен частью 3 статьи 14.13 Кодекса, а именно предусмотрена санкция в виде предупреждения и исключена санкция в виде дисквалификации за совершение указанного административного правонарушения. Также смягчена ответственность за совершение административного правонарушения, состав которого установлен частью 5 статьи 14.13 Кодекса, а именно исключена санкция в виде дисквалификации за совершение указанного административного правонарушения.

8.3.   Статья 14.13 Кодекса дополнена частями 3.1 и 5.1, предусматривающими дисквалификацию должностных лиц за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного соответственно частями 3 и 5 статьи 14.13 Кодекса, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 4.6 Кодекса лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

8.4.  Кроме того, статья 14.13 дополнена частью 8, определяющей состав нового административного правонарушения, а именно неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом, при условии, что такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

8.5.  В соответствии с частью 1 статьи 23.5, пунктом «5» части 2 статьи 28.3 Кодекса в редакции Закона №391-Ф3 налоговые органы наделены правом рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса, а также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 5.1, 8 статьи 14.13 Кодекса.

Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 5.1, 8 статьи 14.13 Кодекса, рассматриваются арбитражным судом.

8.6.   В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 391-ФЭ указанные выше новеллы в Кодекс (в том числе, рассмотрение налоговыми органами дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса, составление должностными лицами налоговых органов протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 5.1, | статьи 14.13 Кодекса, возможность применения санкции в виде предупреждения за совершений административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса, и т.д.) применяются в установленном Кодексом порядке с 29 декабря 2015 г.

Таким образом, с учетом положений статьи 1.7 Кодекса с 29 декабря 2015 г. налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 5 статьи 14.13 Кодекса, совершенных как ранее, так и позднее 29 декабре 2015 г. При этом с 29 декабря 2015 г. должностные лица налоговых органов составляют протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями 5.1,8 статьи 14.13 Кодекса, совершенных 29 декабря 2015 г. или позднее.                                                                                           ,

8.7.  Меры по привлечению к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 5, 5.1, 8 статьи 14.13 Кодекса, при выявлений соответствующих оснований принимаются налоговым органом по месту учета должнику (юридического лица или индивидуального предпринимателя либо гражданина) в соответствии с Кодексом, письмами ФНС России от 23.11.2011 № АС-5-2/1410дсп@ «О рекомендациях по организации деятельности должностных лиц налоговых органов по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»; № АС-5-2/1411дсп@ «О направлении рекомендуемых форм документов».

8.8.   Обращается особое внимание на положения статьи 1.7 Кодекса, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

 

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение дс) вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. При этом производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

 

Принимая во внимание увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) с одного года до трех лет, при исчислении срока давности привлечения к указанной административной ответственности необходимо руководствоваться редакцией Кодекса, действовавшей во время совершения административного правонарушения.

 

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение до 29 декабря 2015 г. административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 Кодекса, составляет один год. При этом с 29 декабря 2015 г. в качестве санкции за совершение до 29 декабря 2015 г. административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 3, 5 статьи 14.13 Кодекса, может быть применено предупреждение (для части 3) и не может быть применена дисквалификация.

 

Вместе с тем, лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 3.1, 5.1, 8 статьи 14.13 Кодекса, если названное административное правонарушение совершено 29 декабря 2015 г. или позднее.

 

И.о заместителя начальника советник

государственной гражданской службы

Российской федерации 3 класса                                                                  И. В. Шеповалова