28.11.2013 14:11
В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Любые прививки и проведение пробы Манту являются медицинским вмешательством.
Статьей 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлены требования к проведению профилактических прививок. В соответствии с указанной нормой закона профилактические прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельность.
Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.
Профилактические прививки, как и иная медицинская помощь, проводятся добровольно. Основанием для их осуществления является договор на оказание лечебно-профилактической помощи. Такой договор заключается устно, так как в законе не предписывается обязательная письменная форма. Профилактические прививки проводятся только с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными.
Вместе с тем регистрация прививок производится в медицинских документах (рабочем журнале прививочного кабинета; медицинской карте ребенка, посещающего образовательное учебное заведение, и др.) и сертификат профилактических прививок выдается каждому гражданину. В этих документах указываются вид введенного препарата, его доза, серия, контрольный номер, а также характер и сроки общих и местных реакций. Внесенные в сертификат данные заверяются подписью врача и печатью медицинского учреждения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 26 января 2009 г. N 19н утвержден образец добровольного информированного согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них.
В бланке добровольного информированного согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них обязательно должны содержаться следующие сведения: Ф.И.О. законного представителя несовершеннолетнего, полные данные несовершеннолетнего ребенка, а также сведения об информировании врачом:
а) о том, что профилактическая прививка – это введение в организм человека медицинского иммунобиологического препарата для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;
б) о необходимости проведения профилактической прививки, возможных поствакцинальных осложнениях, последствиях отказа от нее;
в) о медицинской помощи при проведении профилактических прививок, включающей обязательный медицинский осмотр несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет перед проведением прививки (а при необходимости – медицинское обследование), который входит в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно;
г) о выполнении предписаний медицинских работников.
В бланке также должна содержаться информация о последствиях не вакцинирования ребенка и о том, что законный представитель имел возможность задавать любые вопросы врачу и на все вопросы получил исчерпывающие ответы.
На практике нередки случаи, когда воспитатели в детских садах или учителя в школах раздают детям маленькие листочки с наименованием вакцины, подлежащий введению детям или пробы Манту, на которой родители могут только расписаться и коротко написать «Да» или «Нет».
При этом, медицинские работники беседы с родителями о возможных последствиях медицинского вмешательства не проводят, несмотря на обязательное требование проведения их именно врачом. Определить, является ли поставленная подпись в выданном «маленьком листочке» о проведении прививки подписью законного представителя несовершеннолетнего невозможно в связи с отсутствием указания полных данных как ребенка, так и его законного представителя.
Таким образом, требования действующего законодательства об информированном добровольном согласии гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство нарушаются.
Материалы подготовлены прокуратурой Борского района Самарской области
28.11.2013 13:56
Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ в отдельные законодательные акты в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений внесены изменения.
В частности, определено дополнительное основание для удаления Главы муниципального образования в отставку – допущение массового нарушения государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина, если это способствовало возникновению межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Установлены полномочия должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений.
Так, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ отнесено осуществление мер по социальной и культурной адаптации мигрантов и профилактике межнациональных конфликтов, а также обеспечению межнационального и межконфессионального согласия.
К вопросам же местного значения поселения и муниципального района отнесено создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, а также обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактики конфликтов.
Материалы подготовлены прокуратурой Борского района Самарской области
28.11.2013 10:32
Федеральным законом от 02.11.2013 № 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введены новые статьи в Уголовный Кодекс Российской Федерации, предусматривающие ответственность за преступления, связанные с террористической деятельностью (ст.ст. 205.3, 205.4, 205.5 УК РФ).
Так, установлена уголовная ответственность за прохождение обучения террористической деятельности, организацию террористического сообщества и организацию деятельности террористической организации.
За указанные преступления предусмотрено суровое наказание. Например, создание террористического сообщества будет наказываться лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Кроме того, изменениями в Федеральный закон «О противодействии терроризму» установлено, что вред, причиненный в результате террористического акта, будет возмещаться за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. На требование о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни или здоровью граждан, исковая давность не распространяется.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий противодействие терроризму и уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, вправе истребовать сведения о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт. Указанные лица обязаны представлять истребуемые сведения. Право истребовать указанные сведения действует только в отношении денег, ценностей, иного имущества и доходов, которые были получены не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности.
Материалы подготовлены прокуратурой Борского района