Администрация

Четверг, 18 Октября 2018

Оценка рисков: как внедрить систему оценки рисков.

Инспекторы ГИТ уже сейчас начали проверять, как работодатели внедряют управление профессиональными рисками в своей организации.



1.  Определите приказом работников, которые будут проводить оценку рисков.

Оценку рисков может проводить служба охраны труда совместно с производственно-техническим отделом. Эффективнее — создать отдельную оценочную группу из 3–7 человек. Назначить в ней руководителя, который будет связующим звеном между руководством и персоналом предприятия. Также к оценке рисков можно привлечь экспертов из сторонних организаций.

Оценка рисков — комплексная задача, поэтому выполнять ее лучше силами трудового коллектива. Для работы привлекают сотрудников из разных подразделений и уровней управления, используют при этом принцип работодатель — специалисты — работники.

Участие работников очень важно, так как именно они ежедневно сталкиваются с рисками на своих рабочих местах. Вовлечь в работу по оценке рисков сразу всех работников организации не получится, для начала включите в оценочную группу одного или нескольких их представителей. Это могут быть уполномоченные по охране труда либо наиболее опытные сотрудники.

Во время работы оценочной группы представитель работников будет взаимодействовать с трудовым коллективом и привлекать их к выявлению факторов опасности на конкретных рабочих местах. Каждый сотрудник в течение всей смены должен добровольно и осознанно оценивать риски, их последствия, принимать необходимые меры по устранению опасностей.

Оценка рисков не предполагает особой подготовки, но члены оценочной группы должны разбираться в вопросе. Для этого они изучают ГОСТы, данные о характеристике производственных объектов, опыт оценки профессиональных рисков на других предприятиях, результаты мониторинга и контрольных мероприятий систем управления профессиональными рисками. Организовать обучение можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.

 

2. Составьте план оценки рисков.

Оценку можно разграничить по технологическим процессам, отделам, участкам, бригадам, по цехам или зданиям.

Составьте графики оценки рисков. Их составляют, чтобы равномерно распределить нагрузку. Наиболее опасные для работников участки ставят в начало графика. Чтобы определить такие участки, оценочная группа изучает материалы по проверкам соблюдения требований охраны труда. Это могут быть как результаты внутреннего контроля, так и проверок контрольно-надзорных органов. Так же используют данные по несчастным случаям, профзаболеваниям, микротравмам и протоколы замеров производственных факторов.

 

3. Выберите методику оценки рисков

Нормативные документы по оценке рисков не содержат нормы, которые обязывают работодателей применять какие-то конкретные методы. Поэтому метод выбирают самостоятельно в зависимости от характера деятельности и сложности производственных операций (п. 37 Типового положения о системе управления охраной труда, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н). При выборе учитывают практический опыт и навыки оценочной группы, доступность ресурсов, объекты оценки, характер и наличие статистических данных и информации.

31метод оценки профессиональных рисков описывает ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Все методы основаны на последовательном определении потенциальных опасностей, вероятности их появления и оценке возможных последствий. То есть независимо от метода нужно ответить на три ключевых вопроса:

 

  • Что может случиться?
  • Какова вероятность, что это произойдет?
  • Какие могут быть последствия?

Ответы на эти вопросы всегда приведут к определению уровней риска.

 

4. Проведите идентификацию

Цель идентификации — определить, какие опасности есть на рабочих местах, их источники. При этом учитывают не только инциденты, которые происходили ранее, но и потенциальные опасности. После того как группа выявила риски, нужно выяснить кто им подвержен и в каких ситуациях.

Для выявления опасностей проводят контроль состояния условий труда на рабочих местах. В рамках плановых и внеплановых внутренних проверок. Во время проверок применяют контрольные листы. Они представляют собой опросники, с помощью которых по принципу чек-листа можно выявить потенциальные опасности на конкретных рабочих местах.

Для идентификации рисков также используют результаты замеров, которые сделали при проведении СОУТ и производственного контроля. Чтобы узнать мнение сотрудников о возможных факторах опасности на рабочих местах применяют метод интервью. Для этого проводят анкетирование, тренинги и пр.

Зарисовки, фотографии, видеосъемка также помогут заметить профессиональные риски. При этом эту часть работы нельзя ограничивать только выявлением опасностей и их фиксацией. Об опасностях на рабочих местах следует незамедлительно сообщить работодателю и сотруднику, который отвечает за охрану труда на предприятии. Опасности по возможности следует устранить.

Работодатель может одновременно использовать несколько различных методик.

Если устранить риски нельзя, нужно их оценить и разработать мероприятия, которые позволят снизить опасность для жизни сотрудников.

4. Оцените величину рисков.

Все многообразие методов оценки рисков можно разделить на качественные, количественные и смешанные методы. Разберем один из самых простых — количественный метод Файна и Кинни. Его основная идея — оценка индивидуальных рисков отдельного работника.

При определении степени риска рассматривают все этапы работы: от процесса подготовки до стадий их завершения. Чтобы дать оценку профессиональному риску, устанавливают его количественную степень. Каждый вид риска оценивают по трем составляющим: подверженность, вероятность и последствия наступления события. Для оценки каждого применяют балльную шкалу:

Шкала

Чтобы получить количественную степень риска значения подставляют в формулу:

Риск = Подверженность x Вероятность x Последствия

Полученный показатель — это уровень профессионального риска. Его классифицируют:

Баллы

риск

Профилактические меры

Более 320

Очень высокий

Немедленное прекращение деятельности

160 – 320

Высокий

Необходимо немедленное улучшение

70 -160

Существенный

Необходимо улучшение

20 – 70

возможный

Необходимо обратить внимание

Менее 20

Малый

Подлежит исследованию

4. Разработайте и выполните мероприятия.

Мероприятия по снижению профессиональных рисков разрабатывает оценочная группа с учетом уровня полученного риска. Наиболее эффективные и экономичные мероприятия — устранение физических факторов опасности. Например, чтобы значительно уменьшить величину шума, достаточно поместить его источник в укрытие.

Чтобы снизить величину рисков, в организациях:

  • устраняют факторы опасности;
  • используют более эффективные средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • применяют запрещающие и предупреждающие знаки на производственных участках;
  • обучают работников охране труда;
  • уменьшают время воздействия факторов опасности на работников;
  • проводят ремонт и поддерживают технические средства в исправном состоянии;
  • модернизируют машины и оборудование;
  • улучшают эргономику рабочих мест;
  • автоматизируют производственные процессы.

Контрольный лист




Архив материалов

< Октября 2018 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
You are here:
Green Blue Orange Back to Top