Администрация

Предпринимателям предоставляется возможность зарегистрироваться в качестве пользователя на едином региональном портале ОРВ


В рамках проведения процедур оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района Борский  Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и экспертизы муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района Борский Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее – ОРВ), которые позволяют выявить в проекте муниципального правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, создан единый региональный портал ОРВ.

В целях активного участия представителей предпринимательского сообщества в процедурах ОРВ по региональным и муниципальным правовым актам, субъектам СМСП предоставляется возможность зарегистрироваться в качестве пользователя на едином региональном портале ОРВ по ссылке https://regulation.samregion.ru



Что такое ОРВ

Центральным элементом системы эффективного регулирования в развитых странах является институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ), основанный на анализе проблем и целей государственного регулирования, определении возможных вариантов достижения целей, а также оценке связанных с ними позитивных и негативных эффектов с целью выбора наиболее эффективного варианта в соответствии со специальными установленными процедурами.

Институт оценки регулирующего воздействия позволяет подойти системно к процессам введения, изменения и отмены правовых норм, регулирующих экономическую деятельность, и обеспечить, как следствие, существенное повышение качества регулирования и предсказуемости и обоснованности возможных изменений в нормативно-правовой базе экономической деятельности.

Важным элементом процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) является проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами, которое позволяет выявить позиции заинтересованных сторон, сделать процесс рассмотрения интересов всех затрагиваемых новым регулированием групп прозрачным, обеспечить свободное заявление и возможность учета данных интересов.

Ключевые цели проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ):

  • Рассчитать выгоды и издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности, других заинтересованных лиц, связанные как с оплатой прямо установленных регулированием платежей, так и с прочими организационными расходами по выполнению вновь вводимых требований, включающими затраты трудового времени сотрудников, необходимые материалы, а также затраты на консультации и обучение;
  • Оценить воздействие регулирования на деловой климат и инвестиционную привлекательность страны или региона, конкуренцию и структуру рынков;
  • Обеспечить выбор наиболее эффективного варианта решения проблем;
  • Снизить риски, связанные с введением нового регулирования и повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

Успешно развивается институт оценки регулирующего воздействия в Самарской области

В Самарской области успешно развивается институт оценки регулирующего воздействия, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов и их проектов регионального и муниципального уровней. Для более широкого вовлечения предпринимательского сообщества в процедуру оценки регулирующего воздействия министерством экономического развития и инвестиций Самарской области совместно с Центром Мой бизнес разработан удобный информационный буклет с указанием QR-кодов всех сайтов и информационных порталов по теме оценки регулирующего воздействия. Также в буклете содержится информация о контактах, по которым предприниматели могут обращаться по возникающим в сфере оценки регулирующего воздействия вопросам.


В администрации муниципального района Борский состоялся приём представителей бизнес-сообщества


В селе Борское состоялся приём представителей бизнес - сообщества Борского района уполномоченным по защите прав предпринимателей в Самарской области Харченко Эдуардом Ивановичем совместно с прокурором Самарской области Берижицким Сергеем Петровичем в режиме видео – конференцсвязи на базе администрации муниципального района Борский. Одним из рассматриваемых вопросов, стал вопрос о вовлечении предпринимателей  Борского района в процесс проведения ОРВ. Было отмечено, что  бизнес практически не следит за данной процедурой, что в последствии может стать существенным ограничением прав предпринимателей. В ходе заседания было отмечено, что процедура ОРВ имеет большую   важность для предпринимателей и  принятие НПА без согласовании позиции предпринимательского сообщества может иметь негативные последствия для их дальнейшей деятельности.


На прошлой неделе состоялась еще одна встреча с бизнесом в администрации муниципального района Борский


Встреча в неформальной обстановке прошла оживленно. Предприниматели и самозанятые получили полезную информацию, которая поможет не только открыть новый канал продвижения для своего бренда или услуги, но и расширить свое производство. В продолжение беседы обсудили новые идеи для бизнеса и узнали, что государство строго следит за интересами СМСП, для чего и была введена процедура ОРВ. Насколько это важно для ведения бизнеса рассказали специалисты экономического отдела администрации муниципального района Борский. Надеемся, что все полученные знания пригодятся предпринимателям в работе, а начинающему бизнесу помогут в становлении их как бизнесменов в этой нише.
Благодарим представителей бизнеса за участие в мероприятии и желаем успехов и процветания!


В администрации Борского района прошёл «круглый стол» с участием предпринимателей

В  администрации муниципального района Борский  02.06.2023 год прошёл «круглый стол» с участием ведущих предпринимателей Борского района. В рамках мероприятия обсуждались такие актуальные темы как: реализация национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства, региональные меры поддержки МСП, отношения между властью и бизнесом, важность участие предпринимателей в процедурах ОРВ  и экспертизы МНПА .

В неформальной обстановке участники поделились идеями по дальнейшему  развитию своей деятельности, а так же озвучили основные проблемы в сложившихся экономических условиях. Специалист центра поддержки предпринимательства  Евгения Вячеславовна Яковлева рассказала о необходимости пристального внимания за принимаемыми НПА, регламентирующее деятельность предпринимателей, на всех уровнях исполнительной власти РФ.

В целом, разговор получился продуктивным, полезным как для предпринимательского сообщества,  так и для представителей муниципальной власти.


ОРВ в Самарской области


Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертиза действующих нормативных правовых актов (далее – ОРВ, экспертиза) на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности, проводится  в Самарской области со второй половины 2014 года.

Уполномоченным органом, осуществляющим нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение, а также оценку качества процедур ОРВ, проводимой органами исполнительной власти Самарской области, является министерство экономического развития и инвестиций Самарской области (далее – Министерство) (ОРВ проектов законов Самарской области, внесённых иными субъектами законодательной инициативы, проводится Самарской Губернской Думой).

С февраля 2016 года осуществляет свою деятельность консультативный совет по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее – консультативный совет).

Консультативный совет является постоянно действующим коллегиальным консультативным органом при Министерстве, образованным в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений по проведению ОРВ и экспертизы в Самарской области.

Приказом Министерства от 08.02.2016 № 24 «Об образовании консультативного совета по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» утверждено Положение о консультативном совете и его персональный состав.

С 2017 года институт ОРВ действует на муниципальном уровне – во всех 37 муниципальных образованиях Самарской области, в том числе и в административном центре Самарской области – городском округе Самара.

Муниципальными правовыми актами приняты Порядки проведения процедуры ОРВ и экспертизы во всех муниципальных образованиях Самарской области.

На официальных сайтах всех муниципальных образований Самарской области созданы отдельные разделы, посвященные проведению процедуры ОРВ и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее – муниципальных НПА), которые  позволяют провести мониторинг информации по состоянию внедрения института ОРВ в муниципальных образованиях Самарской области, а также  обеспечивают информирование максимально широкого круга лиц, представляющих бизнес - сообщество Самарской области, о проведении публичных консультаций в рамках процедуры ОРВ и экспертизы.


Оценка регулирующего воздействия: что это такое, и кому она нужна


ОРВ подлежат проекты нормативных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, регулирующие, в том числе, следующие воп­росы:

– содействия развитию малого и среднего предпринимательства, включая оказание поддержки субъектам предпринимательской деятель­ности;

– предоставления муниципального имущества и земельных участков в аренду или собственность субъектам бизнеса и инвесторам;

– муниципального регулирования инвестиционной деятельности;

– предоставления субсидий субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности.

При проведении ОРВ особое внимание уделяется публичному обсуждению проектов нормативных правовых актов с общественностью и представителями бизнес-сообществ. Бизнес самостоятельно оценивает, как повлияет на него новый документ на стадии публичных консультаций, может выразить своё мнение в виде замечаний и предложений
к проекту.

Все предложения в обязательном порядке учитываются при проведении ОРВ по необоснованным предложениям – даются развернутые пояснения.

Процедура, схожая по содержанию ОРВ, – экспертиза действующих нормативных правовых актов.

Экспертиза – деятельность, в ходе которой в действующих нормативных правовых актах выявляются положения, необоснованно затрудняющие осуществление бизнеса.

По результатам экспертизы принимается одно из решений:

– о сохранении нормативного правового акта;

– о внесении изменений в нормативный правовой акт;

– о признании утратившим силу нормативного правового акта.

Оценка фактического воздействия – это пост-анализ правовых актов, по которым ранее проводилась ОРВ и при разработке которых учитывалось мнение бизнес-сообщества.

ОФВ проводится в целях:

– анализа достижения заявленных в нормативных правовых актах целей;

– определения положительных и отрицательных последствий принятия нормативного правового акта;

– выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской деятельности.

План проведения ОФВ утверждается одновременно с планом проведения экспертизы, а публичные консультации являются аналогичными пуб­личным консультациям процедуры ОРВ и экспертизы.

Результатом ОФВ является принятие одного из следующих решений:

– о сохранении нормативного правового акта;

– о внесении изменений в нормативный правовой акт;

– о признании утратившим силу нормативного правового акта.

Участие предпринимательского сообщества в процедурах ОРВ, экспертизы и ОФВ является неотъемлемой и важной составляющей в формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

Участвуя в этих процедурах, вы можете принять участие в создании правового акта, важного для вас и вашего бизнеса.


В Самарской области разработан бизнес-процесс, позволяющий органам местного самоуправления Самарской области размещать информацию на интернет-портале regulation.samregion.ru

В сентябре 2023 в Самарской области разработан бизнес-процесс, позволяющий органам местного самоуправления Самарской области размещать информацию о разрабатываемых ими проектах муниципальных нормативных правовых актов и изменениях в действующие муниципальные нормативные правовые акты Самарской области, результатах их публичного обсуждения при проведении процедур оценки регулирующего, экспертизы, оценки применения обязательных требований на интернет-портале regulation.samregion.ru (единый региональный информационный ресурс), который в настоящее время уже работает в режиме тестирования.


ОРВ федеральных инициатив

Минэкономразвития России организована работа по проведению оценки проектов нормативных правовых актов на предмет их влияния на социально-экономическое развитие и расходные обязательства субъектов Российской Федерации.

Самарская область регулярно принимает участие в ОРВ федеральных инициатив.

Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области координирует работу исполнительных органов власти Самарской области в части направления позиции по рассматриваемым в рамках оценки регулирующего воздействия проектов федеральных нормативных правовых актов.

Все заинтересованные могут принять участие в публичных консультациях федерального уровня, что позволит участвовать в нормотворческих процессах при разработке федеральные нормативных правовых актов, затрагивающих сферу вашей деятельности, воспользовавшись интернет-порталом orv.gov.ru, где в разделе  ОРВ федеральных инициатив Минэкономразвития России постоянно актуализирует информацию о наиболее интересных проектах нормативных правовых актов.



5 актуальных фактов об оценке регулирующего воздействия

1.В целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проводится оценка регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актови экспертиза действующих нормативных правовых актов.

2.В среднем в Самарской области подвергаются оценке регулирующего воздействия и экспертизе более 1000 региональных и муниципальных нормативных актов и их проектов.В регионе созданы необходимые условия для участия общественных организаций и предпринимательского сообщества в публичных консультациях при проведении ОРВ и экспертизы.Министерством экономического развития и инвестиций Самарской области заключены Соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия с более чем 10бизнес-ассоциациями (объединениями), общественными организациями.Кроме того, приветствуется, что и новые общественные организации проявят интерес к данной теме.

3.В 2022 году запущена в работу региональная версия интернет-портала regulation.samregion.ru(регионального информационного ресурса), который в настоящее время уже доказал свою  необходимость для размещения органами-разработчиками информации о разрабатываемых ими проектах нормативных правовых актов и изменениях в действующие нормативные правовые акты, результатах их публичного обсуждения при проведении процедур оценки регулирующего, фактического воздействия и экспертизы.Наличие региональной версии интернет-портала regulation.samregion.ru обеспечивает наиболее удобный поиск проектов НПА потенциальными адресатами правового регулирования, делает процедуру публичных консультаций более «прозрачной» и понятной.

4.Для участия в публичных консультациях по разработанному проекту нормативного правового акта Самарской области при проведении оценки регулирующего воздействия или по действующему нормативному правовому актуСамарской области при проведении его экспертизы необходимо зарегистрироваться на сайтеhttps://regulation.samregion.ru/Руководство пользователя размещено по ссылке:https://regulation.samregion.ru/Regulation/UsersSupport

5.Институт ОРВ и экспертизы имеет реальный практический результат, который выражается в совершенствовании нормативного правового регулирования.

В результате ОРВ и экспертизы: 1) повышается качество принимаемых НПА; 2) выявляются и устраняются административные барьеры для ведения бизнеса, в том числе снижаются риски возникновения коррупции; 3) дается количественная оценка издержкам субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках предлагаемого правового регулирования;4) избирается наиболее эффективный вариант решения проблем, в результате чегообеспечивается баланс выгод и издержек регулирования, экономия бюджетных средств, снижение издержек бизнеса, других заинтересованных лиц по выполнению установленных требований.