Администрация

Среда, 29 Августа 2018

Анализ правоприменительной практики контрольной деятельности администрации муниципального района Борский Самарской области за 2017 год.

Рекомендуемые меры, принимаемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами с целью недопущения нарушений обязательных требований земельного и природоохранного законодательства

  1. 1. Полномочия администрации муниципального района Борский по осуществлению контрольных функций

 

Администрация муниципального района Борский осуществляет следующие виды контрольных функций:

- муниципальный земельный контроль на территории муниципального района Борский;

- исполнение отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды переданных администрации муниципального района Борский.

 

  1. 2. Муниципальный земельный контроль

 

Нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательные требования законодательства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на территории муниципального района Борский Самарской области, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления муниципального земельного контроля:

1. Земельный кодекс Российской Федерации.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

5.  Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса».

6.  Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса».

7.  Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти Российской Федерации  и органов исполнительной власти Самарской области о предоставлении земельных участков в аренду, собственность или  другие виды пользования.

8. Постановления (распоряжения) органов местного самоуправления  о предоставлении земельных участков в аренду, собственность и  другие виды пользования.

Анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования законодательства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на территории муниципального района Борский Самарской области, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления муниципального земельного контроля показывает, что указанные документы полно отражают предъявляемые требования земельного законодательства, доступны для ознакомления, возможны для исполнения и контроля, не содержат признаков коррупциогенности.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с административным регламентом проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального района Борский, утвержденного Постановлением администрации муниципального района Борский от 10.03.2015 года № 188.

При проведении проверок муниципального земельного контроля на территории муниципального образования проверяются:

1) соблюдение порядка использования земель, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

2) соблюдение принципа платности использования земель;

3) соблюдение порядка переуступки права пользования землей;

4) использование земельных участков по их целевому назначению;

5) своевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, изыскательских и иных работ, проводимых с нарушением почвенного слоя, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных нужд;

6) выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

7) выполнение требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы;

8) соблюдение порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий;

9) соблюдение сроков освоения земельных участков;

10) использованием земельных участков в процессе производства работ по благоустройству территорий;

11) выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Администрация муниципального района Борский является уполномоченным органом на осуществление земельного контроля на территории муниципального района Борский. Муниципальный земельный контроль осуществляется отделом по охране окружающей среды и земельному контролю администрации муниципального района Борский (далее - орган муниципального земельного контроля), на основании соглашений о передаче  администрациями сельских поселений муниципального района Борский полномочий по решению вопроса местного значения по осуществлению земельного контроля.

Исполнение административного регламента осуществляется в виде проведения плановых и внеплановых проверок.

Органом муниципального земельного контроля в 2016 году проведено 171 проверка, в том числе:

-в отношении юридических лиц индивидуальных предпринимателей – 1 плановая проверка;

-в отношении   граждан – 170 плановых проверок, в результате которых выявлено  36  нарушений земельного законодательства, в том числе:

36 нарушений – самовольное занятие земельного участка (в т.ч. использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю,

и 18 внеплановых – по жалобам и заявлениям, а также по проверки выполнения ранее выданных предписаний.

В целях привлечения нарушителей к административной ответственности и устранения нарушений направлены материалы по данным  проверкам в органы государственного земельного контроля – Борский отдел Росреестра Самарской области и административную комиссию администрации муниципального района Борский Самарской области.

По факту обнаружения правонарушений при проведении проверок в отношении граждан в 66 % случаев по данным материалам проверок, уполномоченным государственным органом возбуждались дела об административных правонарушениях;

В результате проведения  63  % проверок в отношении граждан по данным материалам проверок, уполномоченным государственным органом наложены административные наказания. Процент наложения административного наказания связан с тем, что многие граждане исправляли выявленные в результате проверок нарушения незамедлительно, до составления протокола.

По фактам выявленных нарушений, материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел не передавались.

Ведется активная работа по снижению избыточной административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

 

В качестве рекомендаций по профилактике нарушений требований земельного законодательства физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями можно сказать следующее:

- перед осуществлением какой-либо деятельности на земельном участке, необходимо зарегистрировать свои права на него, в том числе право собственности, аренды, безвозмездного пользования и т.д., получив соответствующие подтверждающие документы на имеющееся право;

-  вид фактически осуществляемой деятельности на участке должен соответствовать назначению земельного участка и разрешенному виду деятельности на нем, указанном в правоустанавливающем документе на землю;

- на земельных участках расположенных на территории с особыми условиями использования (территория водоохранных зон и защитных прибрежных полос водных объектов, особо охраняемые  природные территории и их охранные зоны, охранные зоны линий электропередач, газопроводов, нефтепроводов и т.д.) необходимо руководствоваться имеющимися ограничениями в использовании земельных участках указанных в нормативно-правовых актах регламентирующих режим использования данных территорий;

- в случае обременения участка путем установления сервитута т.е. права ограниченного пользования чужим земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом, необходимо учитывать права третьих лиц на пользование (доступ) земельным участком в соответствии с зарегистрированными условиями сервитута;

- в случае устройства палисадника, на земельном участке примыкающего к фасаду жилого дома, и находящегося в ведении администрации сельского поселения, необходимо руководствоваться Положениями о благоустройстве и санитарном содержании населенных пунктов соответствующих сельских поселений. В данном нормативно-правовом акте указаны параметры устраиваемого палисадника (высота, ширина, глубина, конструкция и т.д.), для того, чтобы признать его элементом благоустройства территории, а не фактом самовольного занятия земельного участка;

- не допускать захламления, случаев антисанитарного состояния и зарастания сорной растительностью территории используемых земельных участков.

Несоблюдение данных требований является наиболее часто встречающейся причиной, обнаруживаемой в результате проводимых мероприятий муниципального земельного контроля, выявления нарушений требований земельного законодательства, что ведет к административной либо уголовной ответственности.

Данные требования не являются всеобъемлющими и в отдельных случаях, когда необходима консультация по вопросам земельного законодательства, Вы можете обратиться к специалистам отдела охраны окружающей среды и земельного контроля администрации муниципального района Борский Самарской области.

 

 

  1. 3. Исполнение отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды переданных администрации муниципального района Борский

На основании Закона Самарской области от 06.04.2010 г. № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды», администрация муниципального района Борский Самарской области является уполномоченным органом по осуществлению отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды. Функция экологического контроля, исполняется отделом по охране окружающей среды и земельному контролю администрации муниципального района Борский Самарской области.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность контролирующего органа и устанавливающие обязательные требования законодательства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на территории муниципального района Борский Самарской области, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления контроля за соблюдением требований законодательства в сфере охраны окружающей среды:

1.  Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2.  Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

3.   Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления;

4. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ;

5. Федеральный закон 04 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха;

6. Закон Самарской области от 6 апреля 2009 года N 46-ГД «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области»;

7. Закон Самарской области об административных правонарушениях на территории Самарской области от 01.11 2007 г. № 115 – ГД.

Анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования законодательства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на территории муниципального района Борский Самарской области, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления контроля за соблюдением требований законодательства в сфере охраны окружающей среды  показывает, что указанные документы полно отражают предъявляемые требования природоохранного законодательства, доступны для ознакомления, возможны для исполнения и контроля, не содержат признаков коррупциогенности.

Отдельные государственные полномочия осуществляются в рамках проведения государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности находящихся на территории муниципального района Борский Самарской области и не подлежащих федеральному государственному контролю, в следующих сферах:

- государственный контроль в сфере обращения с отходами;

- государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха;

- государственный контроль и надзор за  использованием и охраной водных объектов.

Администрация муниципального района Борский Самарской области уполномочена на ведение регионального реестра и постановке на учет  объектов НВОС, за исключением объектов подлежащих федеральному экологическому контролю, а так же осуществляет прием деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Общее количество проверок, проведенных отделом по охране окружающей среды и земельному контролю администрации муниципального района Борский Самарской области в 2017 году  – 15 шт.,

в том числе:

- в отношении юридических лиц индивидуальных предпринимателей - 13 (в т.ч. внеплановых - 9);

- в отношении граждан – 2 (в т.ч. внеплановых - 1).

В ходе проведения проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей выявлено 17 нарушений требований природоохранного законодательства.

В целях привлечения нарушителей к административной ответственности составлено 7 протоколов об административных правонарушениях, в том числе: 2 – в сфере охраны атмосферного воздуха; 3 – в сфере обращения с отходами,  2 – за невыполнение в срок законного предписания должностного лица осуществляющего контроль, 1 – по обращению органов местного самоуправления, которые  направлены в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и в суд.     Выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений. Выполнены требования ранее выданных предписаний – 6.

Анализ исполнения отделом по охране окружающей среды и земельному контролю администрации муниципального района Борский Самарской области функции контроля по соблюдению требований законодательства в сфере охраны окружающей среды за 2017 год:

- утвержденный план проверок выполнен на 100 %;

- количество проверенных организаций (13) к общему количеству организаций природопользователей (654) – 2 %;

- количество внеплановых проверок (9) составляет 69 % от общего количества проверок (13).

При проведении внеплановых проверок не исполнено 22 % ранее выявленных правонарушений;

В случае обнаружения правонарушений при проведении проверок в 100% случаев возбуждались дела об административных правонарушениях;

В результате проведения  проверок, по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания в т. ч. по итогам 2 проверок наложены административные штрафы, 1 – приостановление деятельности, 2 – предупреждения, 1 дело находится на рассмотрении в суде. При этом составлено 6 протоколов об административных правонарушениях, выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений.

 

В качестве рекомендаций по профилактике нарушений требований природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а так же физическими лицами, можно сказать следующее.

Необходимо учитывать, основные требования природоохранного законодательства изложены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральном законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водном кодексе Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ‎ (ст.65).

Основные требования:

- осуществлять внесение платы за  негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством сроки;

- произвести инвентаризацию образующихся отходов и мест их хранения, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в территориальном органе Росприроднадзора;
- произвести паспортизацию образующихся отходов 1-4 классов опасности в соответствии с установленным порядком;

- организовать обучение лиц допущенных к  сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности;

- оборудовать места временного накопления мусора и ТБО на производственной территории, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства;

- организовать учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- ежегодно представлять статистическую отчетность в области обращения с отходами производства и потребления в компетентные государственные органы

- в установленном порядке получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов.

 

Кроме того запрещается производить размещение отходов производства и потребления, жидких бытовых отходов на несанкционированных свалках и на рельефе местности.

Несоблюдение данных требований является наиболее часто встречающейся причиной, обнаруживаемой в результате проводимых мероприятий муниципального экологического контроля, выявления нарушений требований природоохранного законодательства, что ведет к административной либо уголовной ответственности, возмещению суммы причиненного ущерба.

Данные требования не являются всеобъемлющими и в отдельных случаях, когда необходима консультация по вопросам природоохранного законодательства, Вы можете обратиться к специалистам отдела охраны окружающей среды и земельного контроля администрации муниципального района Борский Самарской области.

 

 

4. Постановка на государственный учет объектов,

оказывающих НВОС.

Отдельное внимание хотелось бы обратить на порядок учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. По своей сути данное мероприятие является одним из основных шагов к переходу на риск-ориентированный подход при осуществлении надзорных мероприятий.

Согласно статье 11 Закона № 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты НВОС в порядке, определенном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.

При постановке на государственный учет каждому объекту присваивается категория опасности для окружающей среды:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Администрация муниципального района Борский, в связи с вводом в эксплуатацию ГИС в виде программно-технического обеспечения учета объектов НВОС (далее – ПТО УО НВОС) с 1 декабря 2016 года осуществляет регистрацию заявок о постановке на учет объектов НВОС с использованием ПТО УО НВОС.

При осуществлении данной работы в наш адрес поступало большое количество вопросов как в части определения категорийности объектов, так и в части работы программно-технического обеспечения.

В целях доведения информации о постановке объектов НВОС на государственный учет до природопользователей, нами были организованы ежедневные консультации. Вся необходимая информация и ссылки размещены на ведомственных сайтах в сети Интернет.

Работа по ведению реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, продолжается. На сегодняшний день реализована функция по актуализации сведений, содержащихся в реестре. Таким образом, предприятия имеют возможность при наступлении такой необходимости в соответствии с п.6 ст. 69.2 7-ФЗ внести изменения в указанные при постановке на учет данные.

 

5. Прием деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Администрация муниципального района Борский осуществляла прием деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год. В результате принято деклараций от 214 природопользователей на общую сумму платежей – 425314,90 рублей.

Функции по контролю, за внесением платы из перечня переданных полномочий согласно Закону Самарской области от 06.04.2010 г. № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды», исключены.

 

6. Проблемы возникающие при осуществлении контрольной деятельности, предложения по их решению.

При осуществлении мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля, имеется возможность  пользоваться электронной версией получения информации из базы Росреестра о земельных участках граждан находящихся в их собственности или другом виде права. Однако для подачи электронной заявки для получения информации, требуется предоставить паспортные данные гражданина, которыми орган контроля не располагает. Предлагаем по возможности ограничить информацию о гражданах при подаче электронного запроса их фамилией, именем, отчеством, местом регистрации.

При исполнении отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды переданных администрации муниципального района Борский возникает вопрос о пробеле в законодательстве относительно порядка проведения внеплановых проверок ОМСУ при осуществлении контроля за выполнением ранее выданного предписания.

Так же считаем целесообразным закрепление перечня составов административных правонарушений по которым составляются протоколы в соответствии ст. 2 Закона Самарской области № 36 ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» в данном законодательном акте.